Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению
для 4 класса разработана в соответствии Федеральными Государственными
Образовательными стандартами, на основе Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов
начального общего образования, Примерной образовательной программы начального
общего образования, авторской программы под редакцией
______________________2011г., М.: «Просвещение.»
Программа соответствует основной образовательной программе
начального общего образования и учебному плану МБОУ СШ №22 г. Волгодонска.
Цели и задачи
·
развитие художественно-творческих и познавательных
способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог,
выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
·
овладение осознанным, правильным, беглым и
выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших
школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта
самостоятельной читательской деятельности;
·
воспитание эстетического отношения к искусству слова,
интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной
литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование
представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных
чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи:
- формирование техники чтения и приемов
понимания прочитанного;
- развитие устной и письменной речи, творческих
способностей детей;
- приобщение детей к литературе как искусству
слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов;
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты обучения:
- осознание
значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по
другим предметам;
- формирование
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с
культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие
литературного произведения как особого вида искусства;
- эмоциональная
отзывчивость на прочитанное;
- высказывание
своей точки зрения и уважение мнения собеседника;
- осознавать
через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в
семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- испытывать
чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать
свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями;
- осознавать
свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение
к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других
народов;
- проявлять
интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время
посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным
источникам информации;
- знать о
правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения,
обосновывать их существование и пользу для ученика;
- пользоваться
предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;
- различать
морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев,
доказывать соответствие;
- знать приёмы
сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.
Метапредметные
результаты обучения:
Регулятивные
УУД
- самостоятельно организовывать свое рабочее место;
- определять
цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему;
- фиксировать по
ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на
уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё
позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению
результата в ходе выполнения учебных задач;
- осуществлять контроль в форме
сличения своей работы с заданным эталоном;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она
расходится с эталоном (образцом);
- оценивать свой ответ и планировать возможный вариант исправления
допущенных ошибок.
Познавательные
УУД
-ориентироваться
в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь,
содержание), определять умения, которые
будут сформированы на основе изучения данного раздела;
- осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя
справочные материалы учебника, дополнительную литературу;
- наблюдать и
делать самостоятельные простые выводы;
- сравнивать и группировать
предметы, объекты по нескольким
основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по
установленном правилу (события в сказке);
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план;
- отвечать на простые и сложные
вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Коммуникативные
УУД
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою
точку зрения на события, поступки;
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать
и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).
- оформлять свои
мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций;
- читать вслух и
про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг,
понимать прочитанное;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- вступать в
беседу на уроке и в жизни;
- соблюдать
простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- использовать
средств языка и речи для получения и передачи информации.
Чтение: работа с информацией
Учащийся научится:
- вычленять содержащиеся в тексте основные
события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по
заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в
тексте, выделяя два‑три существенных признака.
- работать с информацией, представленной в
разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
-
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- преобразовывать информацию из сплошного
текста в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста);
- заполнять предложенные схемы с опорой на
прочитанный текст;
- находить информацию, факты, заданные в
тексте в явном виде: числовые данные, отношения
и зависимости;
- определять последовательность выполнения
действий, составлять простейшую инструкцию из двух трех шагов (на основе
предложенного набора действий).
Формирование
ИКТ- компетентности:
- использовать
безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата,
эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять
компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
- создавать
текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и
сохранять их, распечатывать на принтере;
- организовывать
систему папок для хранения собственной информации в компьютере;
-
конструирование небольших сообщений: текстов (рассказ, отзыв, аннотация), в том
числе с добавлением иллюстраций;
- создание
информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам
(рисунков, фотографий);
- создание презентации (письменной и устной) с
опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере;
- поиск
информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в
том числе в контролируемом Интернете.
Предметные
Виды
речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
· осознавать смысл традиций и праздников русского народа,
сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным
праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях,
происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с
друзьями и товарищами по классу;
· употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и
высказываниях на заданную тему;
· читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно,
передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу
слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
· понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную
природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
· рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и
«безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих
оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных
ситуаций и нравственных дилемм
· пользоваться элементарными приёмами анализа текста по
вопросам учителя (учебника).
· осуществлять переход с уровня событий восприятия
произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с
пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения
поддерживает автор, находить этому доказательства в
тексте;
· задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на
них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на
вопрос или подтверждения собственного мнения;
· делить текст на части; озаглавливать части, подробно
пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
· находить книги для самостоятельного чтения в различных
библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг
и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы;
получать удовольствие от самостоятельного чте
ния произведений различных жанров; делиться своими
впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о
прочитанных книгах;
· пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
· читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков
отечественной и зарубежной литературы;
· называть не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их
пересказывать;
· называть более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения,
понимать их смысл и объяснять;
· выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные
и бытовые описания;
· давать реальную самооценку выполнения любой проделанной
работы, учебного задания.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осознавать основные духовно- нравственные ценности
человечества;
· воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
· испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и
историю;
· высказывать и пояснять свою точку зрения;
· выделять в тексте опорные слова;
· читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно
объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к
содержанию и героям произведения.
· пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью
его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова
их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости,
трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически
воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в
поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно
создавать яркий и неожиданный образ.
· участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать
примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного
поведения;
· формулировать один вопрос проблемного характера к
изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения,
доказывающие собственный взгляд на проблему;
· делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять
самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.
· домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный
некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
· выбирать при выразительном чтении интонацию, темп,
логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается,
стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и
пр.).
· находить в произведениях средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет).
· готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в
книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим
каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим
каталогом в школьной библиотеке.
Творческая
деятельность
Учащиеся
научатся:
· сочинять свои произведения малых жанров устного народного
творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
· писать небольшие по объему сочинения и изложения о
значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным
текстом – повествованием.
· пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
· сказывать русские народные сказки, находить в них
непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские
национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.Учащиеся
получат возможность научиться:
· пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и
кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе
логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план,
озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания
(природы, внешнего вида героя, обстановки) илирассуждения; пересказывать текст
от 3-го лица;
· составлять рассказы об особенностях национальных праздников
и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин,
житийных рассказов).
· подбирать материалы для проекта, записывать пословицы,
поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по
данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в
принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники»,
«Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать
в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках,
посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
· писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая
пропедевтика
Учащиеся
научатся:
· понимать особенности стихотворения: расположение строк,
рифму, ритм;
· определять героев басни, характеризовать их, понимать
мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
· понимать, позицию какого героя произведения поддерживает
автор, находить этому доказательства в тексте.
· осмыслять специфику народной и литературной сказки,
рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную
сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
· находить в произведении средства художественной
выразительности (сравнение, олицетворение).Учащиеся получат возможность
научиться:
· сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ
различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и
авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной
выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
· определять позиции героев и позицию автора художественного
текста;
· создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на
основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Общая
характеристика учебного предмета
В программе представлено пять основных
содержательных линий:
1.
Круг
чтения и опыт читательской деятельности дает
перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в
начальной школе.
Произведения устного народного творчества.
Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский,
И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов,
Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской
детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом
многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для
восприятия младшими школьниками. Научно-популярная,
справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению
произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка;
рассказ; повесть; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о
Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о
приключениях и др.
2.
Техника
чтения – определяет основное содержание формирования процесса
чтения (способ, скорость, правильность и др.).
1 полугодие - сознательное, правильное, достаточно беглое чтение целыми
словами с использованием интонации, понимание смысла прочитанного. Темп чтения
вслух – 80-90 слов. Осознанное чтение про себя.
2 полугодие – беглое, сознательное, правильное, выразительное
чтение с соблюдений всех необходимых норм, с использованием средств
выразительности устной речи. Темп чтения вслух – 90 слов.
Темп чтения про себя -140 слов (ориентировочно)
3.
Первоначальное
литературное образование – раскрывает основные
литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за
время обучения в начальной школе.
Понимание содержания литературного произведения.
Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея).
Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу
художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета,
композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их
эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и
их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без
использования терминологии): умение практически различать
эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.
Различение жанров произведений: малые
фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть,
статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.
Связь произведений литературы с другими видами
искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений
художественной литературы и произведений живописи, музыки.
4.
Формирование
умений читательской деятельности – характеризует содержание, обеспечивающее формирование
читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее
выбор для самостоятельного чтения.
Формирование умений читательской деятельности.
Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник,
собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники,
энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на
внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться
выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением,
аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и
чтения книг.
Пользоваться справочными источниками при чтении
с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях.
Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого
доступа к детским книгам в библиотеке.
5.
Виды
речевой деятельности –
обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и
взаимодействии.
Слушание (аудирование)
Восприятие на слух и понимание художественных
произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах
изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе
обсуждения литературных произведений и книг.
Содержание тем учебного предмета
Летописи.
Былины. Жития. (8 ч)
Летописи. «И вспомнил Олег коня своего...». Былины. «Ильины
три поездочки». Знакомство с жанром жития. «Житие Сергея Радонежского».
Чудесный
мир классики (19 ч)
П. П. Ершов. «Конёк - Горбунок»; А. С. Пушкин. «Сказка о
мёртвой царевне и семи богатырях», М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека»,
«Ашик-Кериб»; Л. Н. Толстой. «Детство», «Как мужик убрал камень» (басня).
Поэтическая
тетрадь N1 (7 ч)
Ф.И. Тютчев. «Ещё земли печален вид...», «Как неожиданно и
ярко...»; А.А.Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А.Баратынский. «Весна,
весна!», «Где сладкий шёпот..»; А.Н.Плещеев. «Дети и птичка»; И.С.Никитин «В
синем небе плывут над полями...»; Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки
нянины сказки...»; И.А.Бунин «Листопад».
Литературные
сказки (14 ч)
В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке»; В.М.Гаршин. «Сказка о
жабе и розе»; П.П.Бажов. «Серебряное копытце»; С.Т.Аксаков. «Аленький
цветочек».
Делу время
–потехе час (7ч)
Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В.Ю.Драгунский.
«Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В.Галявкин. «Никакой я горчицы не ел».
Страна
детства (6ч)
Б.С.Житков. «Как я ловил человечков»; К.Г.Паустовский.
«Корзинка с еловыми шишками»; М.М.Зощенко. «Ёлка».
Поэтическая
тетрадь N2 (4ч)
В.Я.Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С.А.Есенин. «Бабушкины
сказки»; М.И.Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши Царства».
Природа и
мы (11 ч)
Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приёмыш»; А.И.Куприн. «Барбос и Жулька»;
М.М.Пришвин. «Выскочка»; Е.И.Чарушин. «Кабан»; В.П.Астафьев.
«Стрижонок Скрип».
Поэтическая
тетрадь №3 (4 ч)
Б.Л.Пастернак. «Золотая осень»; С.А.Клычков. «Весна в лесу»;
Д.Б.Кедрин. «Бабье лето»; Н.М.Рубцов. «Сентябрь»; С.А.Есенин. «Лебёдушка».
Родина (4
ч)
И.С.Никитин. «Русь»; С.С.Дрожжин. «Родине»; А.В.Жигулин. «О,
Родина!»; Б.А.Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна
Фантазия (6 ч)
Е.С.Велтистов. «Приключения Электроника»; Кир Булычёв.
«Путешествие Алисы»;
Р.Сеф. «Весёлые стихи».
Зарубежная
литература (12 ч)
Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера», Г.Х.Андерсен.
«Русалочка»; М.Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлеф. «Святая ночь», «В
Назарете».
Место предмета в учебном
плане.
Авторская программа составлена из
расчета 3 часа в неделю. Следовательно общее количество часов составило -
102 часа .
График проведения проверочных и контрольных работ
Количество
часов
|
Тест
|
Проверка
техники чтения
|
Проекты
|
|
Летописи. Былины. Жития.
|
8
|
Тест № 1
|
Входная диагностика
|
|
Чудесный мир классики
|
19
|
Тест № 2
Тест № 3
|
Промежуточная диагностика
|
|
Поэтическая тетрадь N1
|
7
|
Тест № 4
|
|
|
Литературные сказки
|
14
|
Тест № 5
|
Проект «Сказки любимых писателей».
|
|
Делу время –потехе час
|
7
|
Промежуточная диагностика
|
|
|
Страна детства
|
6
|
Тест №6
|
|
|
Поэтическая тетрадь N2
|
4
|
|
||
Природа и мы
|
11
|
Тест № 7
|
Проект
«Природа и мы».
|
|
Поэтическая тетрадь №3
|
4
|
Тест № 8
|
|
|
Родина
|
4
|
Промежуточная диагностика
|
Проект «Они защищали Родину».
|
|
Страна Фантазия
|
6
|
|
||
Зарубежная литература
|
12
|
Тест № 9
|
Итоговая диагностика
|
|
Итого:
|
102
|
9
|
5
|
3
|
Тематическое планирование
«Литературное чтение» 4 класс
102 часов, 3 часа в неделю
№п\п
|
Тема урока
|
Количество часов
|
Дата проведения
|
|||
План
|
Факт
|
|||||
1 четверть
|
||||||
Летописи, былины, сказания, жития-8ч.
|
||||||
1
|
Введение. Знакомство с учебником. Внеклассное чтение. Самые интересные
книги, прочитанные летом.
|
1
|
05.09
|
|
||
2
|
Знакомство с
названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи «И повесил
Олег щит свой на вратах Царьграда».
|
1
|
06.09
|
|
||
3
|
События
летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и
исторических источников.
Из летописи «И
вспомнил Олег коня своего».
|
1
|
07.09
|
|
||
4
|
Летопись –
источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом
произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
|
1
|
12.09
|
|
||
5
|
Поэтический
текст былины «Ильины три поездочки».
Прозаический
текст былины в пересказе И. Карнауховой.
|
1
|
13.09
|
|
||
6
|
Герой
былины - защитник Русского
государства. Картина В.Васнецова «Богатыри».
|
1
|
14.09
|
|
||
7
|
Сергий
Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому».
Житие Сергия
Радонежского.
|
1
|
19.09
|
|
||
8
|
Обобщающий
урок – игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений.
|
1
|
20.09
|
|
||
Чудесный мир классики – 19ч.
|
||||||
9
|
Знакомство с
названием раздела, прогнозирование его
содержания. П.П. Ершов «Конек-Горбунок».
Входная диагностика(проверка техники чтения
|
1
|
21.09
|
|
||
26.09
|
|
|||||
10
|
П.П. Ершов
«Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.
|
1
|
27.09
|
|
||
11
|
П.П. Ершов
«Конек-Горбунок». Характеристика героев.
|
1
|
28.09
|
|
||
12
|
А.С. Пушкин
«Няне».
«Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!...»
|
1
|
03.10.
|
|
||
13
|
А.С. Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
|
1
|
04.10
|
|
||
14
|
А.С. Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Характеристика героев.
|
1
|
05.10
|
|
||
15
|
А.С. Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Деление сказки на части.
Внеклассное
чтение . Урок – КВН по сказкам А.С. Пушкина.
|
1
|
10.10
|
|
||
11.10
|
|
|||||
16
|
М.Ю. Лермонтов
«Дары Терека».
|
1
|
12.10
|
|
||
17
|
М.Ю. Лермонтов
«Ашик-Кериб».
|
1
|
17.10
|
|
||
18
|
М.Ю. Лермонтов
«Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.
|
1
|
18.10
|
|
||
19
|
М.Ю. Лермонтов
«Ашик-Кериб». Характеристика героев.
|
1
|
19.10
|
|
||
20
|
Жизнь и
творчество Л.Н. Толстого.
|
1
|
24.10
|
|
||
21
|
Л. Н. Толстой
«Детство».
|
1
|
25.10
|
|
||
22
|
Л. Н. Толстой
«Как мужик камень убрал». Басня.
|
1
|
26.10
|
|
||
23
|
Внеклассное
чтение . Творчество Л.Н. Толстого.
|
1
|
07.11
|
|
||
24
|
А.П. Чехов
«Мальчики».
|
1
|
08.11
|
|
||
25
|
А.П. Чехов
«Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени.
|
1
|
09.11
|
|
||
26
|
Обобщающий
урок – КВН «Чудесный мир классики».
|
1
|
14.11
|
|
||
27
|
Оценка
достижений.
Промежуточная
диагностика(проверка техники чтения)
|
1
|
15.11
|
|
||
Поэтическая тетрадь №1 – 7ч.
|
||||||
28
|
Знакомство с
названием раздела, прогнозирование его содержания.
Ф.И. Тютчев
«Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».
|
1
|
16.11
|
|
||
29
|
А.А. Фет
«Весенний дождь», «Бабочка».
|
1
|
21.11
|
|
||
30
|
Е.А.
Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...».
|
1
|
22.11
|
|
||
31
|
А.Н. Плещеев
«Дети и птичка». Ритм стихотворения.
И.С. Никитин
«В синем небе плывут над полями…».
|
1
|
23.11
|
|
||
32
|
Н.А. Некрасов
«Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».
|
1
|
28.11
|
|
||
33
|
И.А. Бунин
«Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина.
|
1
|
29.11
|
|
||
34
|
Внеклассное
чтение . Родные поэты.
Обобщающий
урок-игра «Поэтическая тетрадь».
Оценка
достижений.
|
1
|
30.11
|
|
||
Литературные сказки – 14ч.
|
||||||
35
|
Знакомство с названием
раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в
табакерке».
|
1
|
05.12
|
|
||
36
|
В.Ф. Одоевский
«Городок в табакерке». Составление плана сказки.
|
1
|
06.12
|
|
||
37
|
В.Ф. Одоевский
«Городок в табакерке». Подробный пересказ.
|
1
|
07.12
|
|
||
38
|
В.М. Гаршин
«Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.
|
1
|
12.12
|
|
||
39
|
В.М. Гаршин
«Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного
произведения.
Герои
литературного текста.
|
1
|
13.12
|
|
||
40
|
П.П. Бажов
«Серебряное копытце».
|
1
|
14.12
|
|
||
41
|
П.П. Бажов
«Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.
|
1
|
19.12
|
|
||
42
|
П.П. Бажов
«Серебряное копытце». Герои художественного произведения.
|
1
|
20.12
|
|
||
43
|
С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек».Герои произведения.
|
1
|
21.12
|
|
||
44
|
С.Т.
Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части.
|
1
|
09.01
|
|
||
45
|
С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.
|
1
|
10.01
|
|
||
46
|
Внеклассное
чтение. Проект «Сказки любимых
писателей».
|
1
|
11.01
|
|
||
47
|
Обобщающий
урок-игра «Крестики-нолики».
|
1
|
16.01
|
|
||
48
|
Оценка
достижений.
|
1
|
17.01
|
|
||
Делу время – потехе час – 7ч.
|
||||||
49
|
Знакомство с
названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о
потерянном времени».
|
1
|
18.01
|
|
||
50
|
Е.Л. Шварц «Сказка
о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.
|
1
|
23.01
|
|
||
51
|
В.Ю.
Драгунский «Главные реки».
|
1
|
24.01
|
|
||
52
|
В.Ю.
Драгунский «Что любит Мишка».
|
1
|
25.01
|
|
||
53
|
В.В. Голявкин
«Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.
|
1
|
30.01
|
|
||
54
|
В.В. Голявкин
«Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения. Внеклассное чтение.
Книги о сверстниках, о школе.
|
1
|
31.01
|
|
||
55
|
Обобщающий
урок «Делу время – потехе час».
Оценка
достижений.
Промежуточная
диагностика(проверка техники чтения)
|
1
|
01.02
|
|
||
Страна детства – 6ч.
|
||||||
56
|
Знакомство с
названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил
человечков».
|
1
|
06.02
|
|
||
57
|
Б.С. Житков
«Как я ловил человечков». Герой произведения.
|
1
|
07.02
|
|
||
58
|
К.Г.
Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Музыкальное
сопровождение произведения.
|
1
|
08.02
|
|
||
59
|
М.М. Зощенко
«Елка».
|
1
|
13.02
|
|
||
60
|
Обобщающий
урок «Страна детства».
Оценка
достижений.
|
1
|
14.02
|
|
||
61
|
Внеклассное
чтение. Что такое серии книг и каково их назначение.
|
1
|
15.02
|
|
||
Поэтическая тетрадь №2 – 4ч.
|
||||||
62
|
Знакомство с
названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон»,
«Детская».
|
1
|
20.02
|
|
||
63
|
С.А. Есенин
«Бабушкины сказки».
|
1
|
21.02
|
|
||
64
|
М.И. Цветаева
«Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства».
|
1
|
22.02
|
|
||
65
|
Сравнение произведений
разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений.
Устный журнал
«Поэтическая тетрадь».
|
1
|
27.02
|
|
||
Природа и мы – 11ч.
|
||||||
66
|
Знакомство с
названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Приемыш».
|
1
|
28.02
|
|
||
67
|
Д.Н.
Мамин-Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе.
|
1
|
01.03
|
|
||
68
|
А.И. Куприн
«Барбос и Жулька».
|
1
|
06.03
|
|
||
69
|
А.И. Куприн
«Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.
|
1
|
07.03
|
|
||
70
|
М.М. Пришвин
«Выскочка».
|
1
|
13.03
|
|
||
71
|
М.М. Пришвин
«Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.
|
1
|
14.03
|
|
||
72
|
Е.И. Чарушин
«Кабан».
|
1
|
15.03
|
|
||
73
|
В.П. Астафьев
«Стрижонок Скрип». Герои рассказа.
|
1
|
27.03
|
|
||
74
|
В.П. Астафьев
«Стрижонок Скрип». Составление плана.
|
1
|
28.03
|
|
||
75
|
Обобщающий
урок-конкурс «Природа и мы».
|
1
|
29.03
|
|
||
76
|
Проект
«Природа и мы».
Оценка достижений.
|
1
|
03.04
|
|
||
Поэтическая тетрадь №3 – 4ч.
|
||||||
77
|
Знакомство с
названием раздела, прогнозирование его содержания.
Б.Л. Пастернак
«Золотая осень».
|
1
|
04.04
|
|
||
78
|
С.А. Клычков
«Весна в лесу».
Д.Б. Кедрин
«Бабье лето».
|
1
|
05.04
|
|
||
79
|
Н.М. Рубцов
«Сентябрь».
С.А. Есенин
«Лебедушка».
|
1
|
10.04
|
|
||
80
|
Обобщающий
урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы».
Оценка
достижений.
|
1
|
11.04
|
|
||
Родина – 4ч.
|
||||||
81
|
Знакомство с
названием раздела, прогнозирование его содержания.
И.С. Никитин
«Русь». Образ Родины в поэтическом
тексте.
|
1
|
12.04
|
|
||
82
|
С.Д. Дрожжин
«Родине». Авторское отношение к изображаемому.
А.В. Жигулин
«О, Родина! В неярком блеске…».
|
1
|
17.04
|
|
||
83
|
Обобщающий
урок «Родина».
Внеклассное
чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!».
Промежуточная диагностика(проверка
техники чтения)
|
1
|
18.04
|
|
||
84
|
Проект
«Они защищали Родину».
Оценка
достижений.
|
1
|
19.04
|
|
||
Страна Фантазия – 6ч.
|
||||||
85
|
Знакомство с
названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.С. Велтистов
«Приключения Электроника».
|
1
|
24.04
|
|
||
86
|
Е.С. Велтистов
«Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа.
|
1
|
25.04
|
|
||
87
|
К. Булычев
«Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.
|
1
|
26.04
|
|
||
88
|
К. Булычев
«Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра.
|
1
|
02.05
|
|
||
89
|
К. Булычев
«Путешествие Алисы». Путешествие по стране Фантазии.
|
1
|
03.05
|
|
||
90
|
Оценка
достижений.
Внеклассное
чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих
и вымышленных).
|
1
|
08.05
|
|
||
Зарубежная литература – 12ч.
|
||||||
91
|
Знакомство с
названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие
Гулливера».
|
1
|
10.05
|
|
||
92-93
|
Дж. Свифт
«Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.
Герои приключенческой литературы.
|
1
|
15.05
|
|
||
94
|
Г.Х. Андерсен
«Русалочка». Авторская сказка.
|
1
|
16.05
|
|
||
95-96
|
Г.Х. Андерсен
«Русалочка». Деление произведения на части. Рассказ о Русалочке. Характеристика
героев.
|
1
|
17.05
|
|
||
97-98
|
М.Твен
«Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. Итоговая диагностическая работа(проверка
техники чтения)
|
1
|
22.05
|
|
||
99-100
|
С. Лагерлеф
«Святая ночь». «В
Назарете». Святое семейство. Иисус и Иуда.
|
1
|
23.05
|
|
||
101-102
|
Обобщающий урок «Зарубежная литература».
Урок-игра
«Литературные тайны».
|
1
|
24.05
|
|
||
Комментариев нет:
Отправить комментарий