вторник, 30 августа 2016 г.

Рабочая программа « Изобразительное искусство» 4 класс

Рабочая программа « Изобразительное искусство»  4 класс


Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии Федеральными Государственными Образовательными стандартами, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы под редакцией В.С. Кузина, 2011г., М.:   «Дрофа.»
Программа соответствует основной образовательной программе начального общего образования и учебному плану МБОУ СШ №22 г. Волгодонска.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Задачи :
Ø  развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
Ø  способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
Ø  способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
Ø  воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Ожидаемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
· положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
· внимательное отношение к красоте окружающего мира,
к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
· понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
· положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
· интереса к посещению художественных музеев, выставок;
· представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· понимать цель выполняемых действий,
· понимать важность планирования работы;
· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
Учащиеся получат возможность научиться:
· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
· различать и соотносить замысел и результат работы;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· уметь слышать, точно реагировать на реплики;
· учитывать мнения других в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно - творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Общая характеристика предмета
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
В основу программы положены:
Ø  единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
Ø  яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
Ø  система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
Ø  соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
Ø  направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Виды занятий:
  • Рисование с натуры (рисунок, живопись) 
  • Рисование на темы
  • Декоративная работа
  • Лепка
  • Аппликация 
  • Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве. В программу также включены занятия, связанные сформированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.
Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - возможно проведение занятий, экскурсий в  музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению.
Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.
Рисование на темы — это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета.
В 1—4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений.
Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета. Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть
гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения.
Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских
работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).
Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек ит. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).
Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю,учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.
Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина -конструктивный и пластический способы лепки).
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с
произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин.
Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями
России и мира.

Содержание тем учебного предмета

Перспектива (4ч).
Линия горизонта. Точка  схода.  Закономерности линейной  перспективы. Фронтальная и угловая  перспектива. Закономерности перспективы. Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.4-10) . Художественный анализ  изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Три основных уровня (плоскости) горизонта. Точка  зрения.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.11) . Художественный анализ  изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Воздушная перспектива. 
Передача светотеневых изменений и цветовых соотношений между ближними  и дальними  предметами в произведениях  искусства. Эмоциональная  выразительность пейзажа. Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.12-17) . Художественный анализ  изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Виды изобразительного искусства.     Виртуальная экскурсия  в музей изобразительного искусства.
Светотень (1ч). Рисование с натуры геометрических тел. Что такое светотень. Свет.  Тень. Рефлекс. Блик. Падающая тень. Собственная тень. Оттенки  светотени. Презентация  «Свет  в живописи и в рисунке». Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.18-23) , презентацию. Художественный анализ  произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Цвет в живописи. Цветовой круг.(2ч).
Главные цвета. Составные цвета. Дополнительные цвета.  Контрастные цвета. Презентация  «Цвет в живописи». Рисование птиц по памяти или по представлению.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.24-26) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Родственные  цвета. Характеристики цвета: цветовой тон, светлота,  насыщенность цвета. Колорит. Презентация  «Цвет в живописи». Рисование  по памяти  «Восход солнца на море».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.26-29) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Художественно - выразительные средства графики и живописи. (1ч)
Основные художественно – выразительные средства: линия, штрих, тон, мазок, пятно, световой и цветовой контрасты, силуэт, колорит, композиция, насыщенность,  звучность  цвета, динамичность контрастов. Презентация  «Куинджи – художник света». Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.30-35) , презентацию. Рисование с натуры клубка ниток ( графика). Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Рисование с натуры, по памяти и по представлению (2ч).
Рисование с  натуры  модели  грузового автомобиля (графика).
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.34-37) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Приёмы работы акварельными красками. Рисование  с натуры овощей. Многослойное последовательное покрытие по просохшему слою краски. Работа акварелью в один  слой по влажной  бумаге. Приём отмывки. Приём вливания  цвета в цвет. Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.38-40) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Натюрморты. (2ч)
 Приёмы работы акварельными красками.  Натюрморт  (карандаш, акварель). Жанр натюрморта. Композиция в натюрморте. Последовательность выполнения натюрморта. Презентация «Натюрморт в живописи и графике».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.41-45,87-96) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Фигура человека.(2ч)
Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Геометрическая основа строения фигуры, головы человека. Пропорции фигуры. Презентация  «Человек в изобразительном  искусстве». Наброски фигуры человека по памяти. Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.46-51) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Лепка героев русских народных сказок. Керамика (гончарное искусство). Дымковские глиняные игрушки. Декоративная скульптурная керамика. Пластические свойства глин и разнообразные  возможности керамического декора. Презентация «В мастерской скульптора».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.72,75) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение фигуры сказочного героя в объёме.
Жанры изобразительного искусства(3ч)
Пейзажи. Архитектура.
Жанр изобразительного искусства – пейзаж.  Пейзаж в живописи, графике. Композиция, точка схода и линия  горизонта.  Линейная, фронтальная, угловая воздушная перспективы  в пейзаже. Презентация «Пейзаж». Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.52-56) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Портрет
Жанр изобразительного искусства – портрет. Автопотрет. Интимные, парадные, групповые портреты. Презентация «Портреты и автопортреты художников-портретистов». Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Эвристическая беседа с опорой на учебник ( (с.97- 106)
Бытовой жанр.
Рисование на тему «Катание с гор»,  «Зимние каникулы»,  «На катке». Изображение фигуры  человека  в жанрах изобразительного искусства.  Бытовой жанр.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.46-51,107-110) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Средства художественной выразительности. (2ч)
Иллюстрация к русской народной сказке   «По щучьему веленью». Последовательность работы  над картиной. Подготовительный этап: наброски и зарисовки.  Иллюстрации литературных произведений. Работа театрального художника.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.57-64,136-142) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Тема крестьянского труда.(1ч)
Виртуальная экскурсия  в музей изобразительного искусства. Тема крестьянского труда в  произведениях изобразительного искусства. Презентация «Жизнь деревни на картинах А. Пластова». Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.148-154) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства.
Художественная выразительность  декоративной работы. (6ч)
Орнаменты народов мира. Зарисовка стилизованных форм растений, птиц, животных. Орнаментальная  композиция.  Художественная переработка разнообразных форм растительного мира.  Зооморфный  орнамент. Практическая направленность декоративно – прикладного искусства. Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.65-67,166-173) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Городецкий промысел. Истоки развития. Художественное оформление разделочной доски: эскиз и разработка формы. Городецкая  роспись.  Стилизация  в городецкой росписи. Основные элементы городецкого орнамента: розаны, купавки. Презентация «Городецкие чудо –узоры».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.70) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Городецкая роспись.
Художественное оформление разделочной доски. Городецкая роспись.
Стилизация  в городецкой росписи. Основные элементы городецкого орнамента: розаны, купавки, причудливые птицы, городецкие кони. Презентация «Городецкие чудо –узоры. Краски русского лета».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.70,169) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Золотая хохлома. Стилизация узоров хохломской росписи. Хохломская роспись.  Стилизация узоров хохломской росписи. Фоновое письмо: золотой узор на чёрном  или красном фоне.  Верховое  письмо, роспись  «под  листок».  Травный орнамент. Презентация « Золотая хохлома».    
Эвристическая беседа с опорой на презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Абашевские  и филимоновские глиняные игрушки. Рисунок с натуры глиняной игрушки. Абашевские гончарные  игрушки. Пластическая выразительность,  лаконизм скульптурного языка, образность  художественного решения. 
Филимоновская  игрушка: основной тип изделий – свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.).
Эвристическая беседа с опорой на презентацию. Художественный анализ произведений   народного декоративно - прикладного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Архангельские пряники. Пряник из фольги с изображением, выполненным способом тиснения. Особенный северный пряник – оберег и талисман.  Пряник «козуля». Архангельская Соломбала – район мастеровых людей.  Традиции  и легенды, связанные  с изготовлением козуль. Презентация «Пряник с характером».
Эвристическая беседа с опорой на презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Аппликация. (3ч)
Мозаичное панно на тему «Морской пейзаж». Мозаика. История  возникновения мозаики.  Материалы для мозаики.  Мозаика из бумаги: последовательность выполнения. Композиция. Перспектива. Презентация «Море в творчестве  И.Айвазовского»
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с77-78) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Сюжетная аппликация к сказке (по выбору  учащегося)
Иллюстрирование басни И.А. Крылова  «Ворона и лисица»
Природные материалы в аппликации.  Законы композиции. Перспектива.
Презентация «Декоративно – прикладное творчество. Аппликация.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.78) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Жанры изобразительного искусства.(1ч)
 Виртуальная экскурсия  в музей изобразительного искусства.
 Великие  полководцы России в изобразительном  искусстве (живопись, графика, скульптура). Исторический и батальный жанры в живописи, графике и скульптуре.  Художник и зритель. Презентация «Музей – панорама  Сталинградской битвы»
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.124-131) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства.  Самостоятельная работа (тестовый контроль)
Изображение фигуры человека в жанрах  изобразительного  искусства.(2ч)
Рисунок на тему  «Праздник 9 мая – день Победы». Значение праздника  Дня Победы в жизни нашей страны.. Сюжет  и построение  композиции рисунка. Художественно – выразительные средства в рисунке. Презентация «Человек в изобразительном искусстве».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.50,131) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Искусство родного края.(2ч)
Лепка домашних животных. Керамика (гончарное искусство). Скопинская декоративная керамика.  Декоративная скульптурная керамика. Творчество Е.Чарушина, В. Ватагина. Пластические свойства глин и разнообразные возможности керамического декора. Презентация «Художники – скульпторы».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.50,131) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
Виртуальная экскурсия  в музей изобразительного искусства. Знакомство с художниками родного края.
Эвристическая беседа с опорой на презентацию. Художественный анализ  произведений изобразительного искусства.
Место курса в учебном плане.
На изучение изобразительного искусства отводится в 4 классе – 34 ч
(1ч. в неделю, 34 учебные недели).





















Изобразительное искусство
4 класс
календарно-тематическое планирование (34ч )

Тема урока.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Кол-во часов
Дата

Коррект.

Рисование с натуры.
1
Перспектива.  
Рисунок куба во фронтальной и угловой перспективе

Перспектива. Линия горизонта. Точка  схода.  Закономерности линейной  перспективы. Фронтальная и угловая  перспектива. Закономерности перспективы.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.4-10) . Художественный анализ  изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

07.09


Рисунок на тему (композиция).
2
Перспектива.  
Рисование на тему  «Осень в городе» (карандаш)

Перспектива. Три основных уровня (плоскости) горизонта. Точка  зрения.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.11) . Художественный анализ  изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

14.09

3
 Воздушная перспектива. 
Рисование на тему  «Осень в городе» (акварель)

Передача светотеневых изменений и цветовых соотношений между ближними  и дальними  предметами в произведениях  искусства. Эмоциональная  выразительность пейзажа.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.12-17) . Художественный анализ  изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

21.09


Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
4
 Виды изобразительного искусства.     Виртуальная экскурсия  в музей изобразительного искусства.
Тест №1
Виды  искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство. Художественные материалы. Произведения искусства и  архитектуры. Художник и зрители. Презентация  «Виды изобразительного  искусства».
Эвристическая беседа с опорой на учебник  с опорой на презентацию. Художественный анализ  произведений изобразительного искусства.

28.09


Рисование с натуры.
5
Светотень. Рисование с натуры геометрических тел.
Что такое светотень. Свет.  Тень. Рефлекс. Блик. Падающая тень. Собственная тень. Оттенки  светотени. Презентация  «Свет  в живописи и в рисунке»
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.18-23) , презентацию. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

05.10

6
Цвет в живописи. Рисование птиц по памяти или по представлению.
Цветовой круг. Главные цвета. Составные цвета. Дополнительные цвета.  Контрастные цвета. Презентация  «Цвет в живописи».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.24-26) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

12.10


Рисование на тему (композиция).
7
Цвет в живописи.  Рисование  по памяти  «Восход солнца на море»
 Родственные  цвета. Характеристики цвета: цветовой тон, светлота,  насыщенность цвета. Колорит. Презентация  «Цвет в живописи».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.26-29) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

19.10


Рисование с натуры.
8
Художественно - выразительные средства графики и живописи.
Рисование с натуры клубка ниток(графика).
Основные художественно – выразительные средства: линия, штрих, тон, мазок, пятно, световой и цветовой контрасты, силуэт, колорит, композиция, насыщенность,  звучность  цвета, динамичность контрастов. Презентация  «Куинджи – художник света».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.30-35) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

26.10

9
Художественно - выразительные средства графики.
Рисование с  натуры  модели  грузового автомобиля (графика).
Художественно - выразительные средства графики:  линия, штрих, пятно.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.34-37) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

 09.11

10
Приёмы работы акварельными красками. Рисование  с натуры овощей.

Многослойное последовательное покрытие по просохшему слою краски. Работа акварелью в один  слой по влажной  бумаге. Приём отмывки. Приём вливания  цвета в цвет.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.38-40) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

16 .11

11,
12
Приёмы работы акварельными красками.  Натюрморт  (карандаш, акварель)
Жанр натюрморта. Композиция в натюрморте. Последовательность выполнения натюрморта. Презентация «Натюрморт в живописи и графике».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.41-45,87-96) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

23.11
30.11

13
Изображение фигуры человека в жанрах изобразительного искусства.
Наброски фигуры человека по памяти.
Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Геометрическая основа строения фигуры, головы человека. Пропорции фигуры. Презентация  «Человек в изобразительном  искусстве».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.46-51) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

 07.12


Лепка.
14
Лепка героев русских народных сказок.
Керамика (гончарное искусство). Дымковские глиняные игрушки. Декоративная скульптурная керамика. Пластические свойства глин и разнообразные  возможности керамического декора. Презентация «В мастерской скульптора».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.72,75) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение фигуры сказочного героя в объёме.

 14.12

15
Пейзажи. Архитектура.
 Жанр изобразительного искусства – пейзаж.  Пейзаж в живописи, графике. Композиция, точка схода и линия  горизонта.  Линейная, фронтальная, угловая воздушная перспективы  в пейзаже. Презентация «Пейзаж».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.52-56) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

 21.12

16,
17
Бытовой жанр.
Рисование на тему «Катание с гор»,  «Зимние каникулы»,  «На катке».
  Изображение фигуры  человека  в жанрах изобразительного искусства.  Бытовой жанр.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.46-51,107-110) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.


11.01

18,
19
Средства художественной выразительности.
Иллюстрация к русской народной сказке   «По щучьему веленью»
 Последовательность работы  над картиной. Подготовительный этап: наброски и зарисовки.  Иллюстрации литературных произведений. Работа театрального художника.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.57-64,136-142) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

18.01
25.01


Беседы об изобразительном искусстве  и красоте  вокруг нас.
20
Тема крестьянского труда.
Виртуальная экскурсия  в музей изобразительного искусства.
Тест №2
Тема крестьянского труда в  произведениях изобразительного искусства. Презентация «Жизнь деревни на картинах А. Пластова»
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.148-154) , презентацию. Художественный анализ произведений  изобразительного искусства.

01.02


Декоративная работа.
21
Художественная выразительность  декоративной работы. Орнаменты народов мира.
Зарисовка стилизованных форм растений, птиц, животных.
 Орнаментальная  композиция.  Художественная переработка разнообразных форм растительного мира.  Зооморфный  орнамент. Практическая направленность декоративно – прикладного искусства.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.65-67,166-173) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

08.02

22
Городецкий промысел. Истоки развития. Художественное оформление разделочной доски: эскиз и разработка формы.
 Городецкая  роспись.  Стилизация  в городецкой росписи. Основные элементы городецкого орнамента: розаны, купавки. Презентация «Городецкие чудо –узоры».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.70) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

15.02
23
Городецкая роспись.
Художественное оформление разделочной доски.





Городецкая роспись.
Стилизация  в городецкой росписи. Основные элементы городецкого орнамента: розаны, купавки, причудливые птицы, городецкие кони. Презентация «Городецкие чудо –узоры. Краски русского лета».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.70.169) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

 22.02

24
Золотая хохлома. Стилизация узоров хохломской росписи
Хохломская роспись.  Стилизация узоров хохломской росписи. Фоновое письмо: золотой узор на чёрном  или красном фоне.  Верховое  письмо, роспись  «под  листок».  Травный орнамент. Презентация « Золотая хохлома».    
Эвристическая беседа с опорой на презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

 01.03

25
Абашевские  и филимоновские глиняные игрушки. Рисунок с натуры глиняной игрушки.
 Абашевские гончарные  игрушки. Пластическая выразительность,  лаконизм скульптурного языка, образность  художественного решения. 
Филимоновская  игрушка: основной тип изделий – свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.).
Эвристическая беседа с опорой на презентацию. Художественный анализ произведений   народного декоративно - прикладного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

 15.03

26
Архангельские пряники. Пряник из фольги с изображением, выполненным способом тиснения.
 Особенный северный пряник – оберег и талисман.  Пряник «козуля». Архангельская Соломбала – район мастеровых людей.  Традиции  и легенды, связанные  с изготовлением козуль. Презентация «Пряник с характером».
Эвристическая беседа с опорой на презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

 29.03

27
Аппликация.
Мозаичное панно на тему «Морской пейзаж».
  Мозаика. История  возникновения мозаики.  Материалы для мозаики.  Мозаика из бумаги: последовательность выполнения. Композиция. Перспектива. Презентация «Море в творчестве  и.Айвазовского
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с77-78) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

 05.04

28
Аппликация.
Сюжетная аппликация к сказке (по выбору  учащегося)
Иллюстрирование басни И.А. Крылова  «Ворона и лисица»






 Природные материалы в аппликации.  Законы композиции. Перспектива.
Презентация «Декоративно – прикладное творчество. Аппликация.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.78) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.



 12.04

29
Иллюстрирование басни И.А.Крылова «Ворона и лисица»
Аппликация. Сюжетная аппликация к басне.
Природные материалы в аппликации.  Законы композиции. Перспектива.
Презентация «Декоративно – прикладное творчество. Аппликация.»
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.78) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

 19.04

30
Жары изобразительного искусства. Виртуальная экскурсия  в музей изобразительного искусства.

Тест №3

 Великие  полководцы России в изобразительном  искусстве (живопись, графика, скульптура). Исторический и батальный жанры в живописи, графике и скульптуре.  Художник и зритель. Презентация «Музей – панорама  Сталинградской битвы»
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.124-131) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства.  Самостоятельная работа (тестовый контроль)

 26.04

31,
32
Изображение фигуры человека в жанрах  изобразительного  искусства.
Рисунок на тему  «Праздник 9 мая – день Победы»
 Значение праздника  Дня Победы в жизни нашей страны.. Сюжет  и построение  композиции рисунка. Художественно – выразительные средства в рисунке. Презентация «Человек в изобразительном искусстве».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.50,131) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

03.05
10.05



Лепка.
33
Искусство родного края.
Лепка домашних животных.
 Керамика (гончарное искусство). Скопинская декоративная керамика.  Декоративная скульптурная керамика. Творчество Е.Чарушина, В. Ватагина. Пластические свойства глин и разнообразные возможности керамического декора. Презентация «Художники – скульпторы».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.50,131) , презентацию. Художественный анализ произведений   изобразительного  искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.


 17.05


Беседы об изобразительном искусстве  и красоте  вокруг нас.
34
Искусство  родного края.
Виртуальная экскурсия  в музей изобразительного искусства.

Знакомство с художниками родного края.
Эвристическая беседа с опорой на презентацию. Художественный анализ  произведений изобразительного искусства.

 24.05




Комментариев нет:

Отправить комментарий